Айкидо — боевое искусство
Занимаясь айкидо уже двадцать лет, задаю себе этот вопрос и пытаюсь ответить на него.
И ответить не так-то просто.
Практически каждый скажет: это японское боевое искусство, в котором энергия нападающего используется против него самого. Но это настолько общий размытый ответ, что не даёт нам практически никакой информации об этом уникальном боевом искусстве.
Рассмотрим сначала пристальнее второе слово – искусство. Айкидо – это мощный метод развития сознания, а за ним – тела, который позволяет занимающемуся в течение очень многих лет идти по пути своего саморазвития, находя всё новые грани и возможности самоэволюции.
И при этом боевой аспект является вторым планом, но ни в коем случае не главной целью. Я знаю многих людей, разочаровавшихся в айкидо. Выучив стандартные формы, необходимые для сдачи на шодан, они не могут заглянуть глубже в эту «шкатулку с двойным дном». Как ни горько, этим страдают даже люди, обладающие большими поясами. Огонь поиска в них давно погас, и они представляют собой «зомби айкидо», продолжая раз за разом практиковать стандартные базовые формы, и что страшно – учить других, давая им давно сгнивший плод знания, состоящий из одной лишь оболочки.
Айкидо надо болеть, болеть постоянным поиском истины, скрытым в ней. Может быть, порой ошибаться, но искать, раз за разом ныряя в этот океан знаний.
Наш учитель Кристиан Тисье, обладая восьмым даном и занимаясь айкидо более сорока лет, в своих интервью не раз говорит о живом айкидо, о поиске совершенства.
Айкидо представляется мне луковицей, где внешней оболочкой являются базовые техники, изучая которые ты проникаешь на слой понимания геометрии движения и взаимодействия своего тела. Следующий уровень – это принципы движения, поняв которые, ты можешь сам продуцировать траекторию и форму перемещения. И ядро этой луковицы – перевод понимания всего этого сознанием на уровень чувств, когда то, что ты делаешь, не рождается только из головы, а чувствуется как единая композиция тела и сознания. Только к этому мы должны стремиться в своих практиках айкидо.
И айкидо нужно воспринимать как многогранный ключ, позволяющий сделать это. Тогда и только тогда вы можете заниматься этим в любом возрасте и в любое время, не пресыщаясь и не останавливаясь в своём развитии.
Что такое айкидо. Часть вторая: прикладной аспект.
И всё-таки рассмотрим, в чём же особенность боевого применения айкидо.
Первое – это страховки. Умение падать в любую сторону, разнообразные кувырки, чувство направления, прикладываемого к тебе усилия. Такие же страховки применяются как, например, в паркуре, так и в той же системе Кадочникова. Только в айкидо умение правильно падать является неотъемлемой частью обучения, и практикуется постоянно, начиная с первых шагов. Поэтому зачастую со стороны создаётся впечатление о том, что нападающий поддаётся, что является ошибочным мнением, так как только таким способом техники айкидо можно выполнять мощно и быстро, не причиняя вреда нападающему.
Постоянная работа в паре – ещё один огромный плюс айкидо. Взаимодействие защищающегося и нападающего, нюансов направления и применения силы, способность видеть зоны потери равновесия, точки и углы приложения энергии, позволяют понять и использовать возможности своего тела. Все эти принципы легко переносятся и применяются в той же борьбе, например грэпплинге или бразильском джиу-джитсу.
Третье – это работа бёдер. Так как в айкидо практически все техники построены на принципе круга или сферы, бёдра вынуждены работать на сто процентов. При качественной и правильной работе бёдер мы подходим к пониманию и применению ударов руками и ногами.
И наконец, основа айкидо – это непрерывность. Без понимания этого принципа не получится ни одна техника в применении к любому человеку. Только при динамическом воздействии, без созданий точек напряжения, возможно управление телом любой массы и силы. Это и является ключом к работе с энергией противника, её использованию в своих интересах. Недаром основным принципом выполнения техник дзюдо и айкидо является «кудзуси», или расшатывание. Только введя противника в состояния динамического дисбаланса можно слиться с ним и выполнять любые действия, но только до тех пор, пока его тело не остановится и не приобретёт снова свою статическую инертность.
Также в айкидо развивается чувство правильной дистанции, или ма-ай. Немаловажную роль в этом играет традиционное оружие, изучаемое в айкидо, особенно боккэн и дзё.
Суммируя всё вышесказанное можно сказать, что недаром к Морихею Уэсибе все его старшие ученики пришли с большим опытом в других боевых искусствах, например, таких как дзюдо. Айкидо является надстройкой над боевой базой, аспирантурой для тех, кто задаёт вопросы и ищет ответы, имея боевой багаж за плечами. В наше время эта пирамида поставлена вверх ногами, в Додзё зачастую приходят люди вообще ничем не занимавшиеся, но с желанием стать бойцами. И, естественно, чтобы добраться до приличного уровня прикладного аспекта им понадобятся годы, а скорее, десятилетия. Многое зависит от учителя, школы, периодичности занятий, наконец, духа. Есть и ученики, успешно применяющие свои навыки после года занятий.
И айкидо отвечает на многие вопросы прикладного плана, но только после глубокого и пристального изучения. Оно напоминает шкатулку со спрятанным в ней многомерным пространством. Снаружи небольшая – набор определённых базовых техник, небольшого количества перемещений, но стоит пошире отворить её, и открывается огромный бескрайний мир, полный загадок и ответов на них.