Тайкай, 2013

(2013)

Каждый год в Токио уже 50 лет проводится всеяпонский фестиваль айкидо. Организатором его является Хомбу додзе при активном содействии правительства Японии.

25 мая 2013 года состоялся 51 по счету Тайкай, так называется это мероприятие.

Ниппон Будокан и баннер 51 Тайкая
Ниппон Будокан и баннер 51 Тайкая

ФААР принимает участие в нем с 2002 года. В этот раз состав команды представлял всю географию России, начиная с Самары и заканчивая Владивостоком. Были ребята из Москвы, Челябинска, и мы, представляющие не только Алтайский край, но и Сибирский регион.

Тайкай – важное событие не только для всей Японии, но и для всего мира айкидо в целом. Попасть с показательными выступлениями на него, значит получить признание и уважение Хомбу Додзе.
Проходит он в Ниппон Будокан, в переводе с японского «зал боевых искусств». Эта огромная спортивная арена была построена в 1964 году для соревнований по дзюдо на XVIII олимпийских играх. Находится он в парке Китаномару в центре Токио и представляет из себя восьмиугольную фигуру. Его высота 42 метра, вместительность 14201 человек.

Ниппон Будокан
Ниппон Будокан

Ранним утром мы всей командой ФААР оправились в императорский парк Синдзюку Гоэн, чтобы отработать слаженность наших показательных выступлений. Ограничив рюкзаками границы воображаемого татами. мы стали отрабатывать вход, выход на него и геометрию совместной работы.

Алекссей Александров рассказывает нам алгоритм выступления
Алекссей Александров рассказывает нам алгоритм выступления

Немногие японцы, оказавшиеся утром в парке, с большим интересом наблюдали за группой мужчин, слаженно двигающихся колонной и бросающих друг друга на зелёную траву. Поработав час, мы пошли на близлежайшую станцию метро, отправившись непосредственно в центр Токио.

Чтобы попасть в Будокан, пришлось отстоять километровую очередь из айкидок и зрителей.

Вход в парк Китаномару
Вход в парк Китаномару
Очередь в Будокан
Очередь в Будокан
Вход в Будокан уже близко
Вход в Будокан уже близко

В центральном входе всех прибывающих встречали строго одетые юношы и девушки, возглавляемые Митцутеру Уесиба.

Встреча гостей и участников
Встреча гостей и участников

В фойе восьмиугольника можно было купить кейкоги известных фирм, боккены, футболки, сумки и многочисленные сувениры.

Начало Тайкая было в 11.00, конец в 17.00. Наше выступление было примерно посередине. В начале были приветственные слова Моритеру, его жены и приглашенных гостей. Продолжалось это около часа, а затем начались сами выступления. На арене Будокана помимо президиума для выступлений были организованы пять разноцветных квадратов татами: жёлтое, синее, зелёное, красное по углам и в центре белое. В основных выступлениях были задействованы все квадраты, когда выступали сиханы только два, и центральное белое при выступлении Моритеру и Митсутеру Уесиба.

Команды айкидо приезжают на Тайкай даже с удаленных уголков Японии, и хорошо было видно насколько широко айкидо распространено в этой стране.

Были очень интересные синхронные выступления, когда на коврах одновременно находилось до трехсот айкидок, выполняющих свои показательные программы.

Выступления различных японских клубов
Выступления различных японских клубов
Выступление Моритеру Уесибы
Выступление Моритеру Уесибы

Наш квадрат был зелёный.

Время выступления уже подошло, и мы спустились вниз в раздевалки, так как трибуны зрителей являются как бы вторым этажом, а сама арена и раздевалки первым.

Внизу был огромное количество людей в кейкоги и хакама. Холл куда выходили двери раздевалок был заполнен колоннами айкидок, готовящихся к выходу на арену, а в сами раздевалки были до отказа заполнены людьми. Кто-то раздевался, кто-то уже одевался, каким-то японцам помогали ученики.
С трудом переодевшись, мы нашей командой стали по двое к девушке с табличкой AAFR. К слову сказать весь алгоритм перемещения выступающих был безукоризнен, благодаря многочисленным молодым помощникам.
И вот, мы стоим перед выходом на арену, и волнение уходит, сменяясь концентацией и отрешенностью, то что называется в боевых искусствах кимэ. Такие моменты проверяют твой дух и запоминаются на всю жизнь.
Звучит удар огромного барабана, и мы идем к краю татами. Здесь нужно не ошибиться с входом на татами, слаженным разбитием на пары — это японцами ценится не меньше чем сами показательные. Поклон по команде нашего ведущего Алексея Александрова в сторону Досю, зрителей и друг другу. Полторы минуты базовой техники в сувари вадза, с постоянным контролем пространства вокруг себя. Очень важно не нарушить общий рисунок, не залезть на пространство соседней пары и помешать ей. Удар барабана, четкое обратное построение, поклон и выход с татами, сопровождаемый аплодисментами, Конечно, чувство, когда на тебя смотрит несколько тысяч людей, и ты представляешь свою страну непередаваемо.

После выступления, не переодевая доги и хакама всей командой вышли на улицу, где сделали общее фото с президентом ФААР.

Затем неудачная попытка сложить свою хакаму из-за отсутствия клочка пространства, переодевание в гражданское и возвращение на трибуну зрителей. Поздравление болельщиков из России с отличными показательными и дальнейший просмотр фестиваля.

Команда ФААР с президентом федерации
Команда ФААР с президентом федерации

Скажу только, что ближе к концу выступали именитые сиханы, обладатели седьмых и восьмых данов, и в завершении были показательные молодого досю Вака сенсея (Митцутеру Уесиба) и самого Досю Моритеру Уесиба.

Завершение Тайкая, фото всей нашей дружной командой, и чувство, что мы были участниками события, важного не только для нашей страны или Японии, а для всего мира в целом.

Команда России на 51 фестивале Тайкай
Команда России на 51 фестивале Тайкай
Игорь Бровиков